B2B (англ. Business to Business) —
то есть «бизнес для бизнеса». Это понятие характеризует, кто является
источником, а кто — адресатом какой-либо информации, товаров, услуг.
Как правило, при этом имеется в виду деловое взаимодействие. Отличие же
от обычного бизнеса состоит в том, что здесь в качестве потребителя или
клиента выступает другой бизнес, а не обычный потребитель.
Под понятием B2B также подразумеваются системы электронной коммерции, или системы электронной торговли — сложные аппаратно-программные комплексы, по сути, инструменты для осуществления торгово-закупочной деятельности в сети интернет. В Интернете есть возможность проводить все виды торговых процедур (от простых запросов котировок до сложных конкурсов).
Кроме В2В, все большее распространяется и сокращение В2С — «Business
to Consumers» (бизнес на потребителях, то есть «обычный»). Но появилось
оно именно тогда, когда понадобилось внести ясность в разницу целевых
аудиторий. Уже после B2B.
Кроме того, в последнее время начались попытки добавить и
определение С2С: бизнес между потребителями. Но тут имеется в виду
обычная барахолка типа Amazon.com, что в общем-то несерьезно. Хотя сам
Amazon.com при этом вполне можно причислить к торговым площадкам, то
есть к В2В. Как тот же Forex.
Вообще на западе под В2В очень часто понимается обеспечение
каких-нибудь производственных фирм сопроводительными услугами,
дополнительным оборудованием и т. д. Однако в общем смысле здесь пойдет
любая деятельность, направленная именно на бизнес-аудиторию. Даже если
это будет такая мелочь, как снабжение офисов бумагой или картриджами
для принтеров.
Самое же главное здесь то, что отличие целевой аудитории для В2В
определяет и отличие маркетинговых стратегий. Например, для В2В
использование массовых каналов типа телевидения, газет и расклеивания
столбов будет просто бессмысленным.
Задачи B2B систем
Основная задача систем В2В — повышение эффективности работы компаний
на В2В-рынке за счёт снижения затрат на подготовку торговых процедур и
расширения географии бизнеса до масштаба всего мира.
В задачи B2B систем также входит:
- организация взаимодействия между предприятиями — быстро и удобно
- построение защищённых надёжных каналов обмена информацией между фирмами
- координация действий предприятий и совместное их развитие на основе информационного обмена
Взаимодействие может быть связано с торговлей, обменом технологиями, опытом, инвестиционной деятельностью и т. д.
Классификация B2B систем
B2B-системы различаются по набору предлагаемых функций:
- корпоративный сайт компании: предназначен для общения с партнёрами
и контрагентами, содержит информацию о компании, персонале,
руководстве, продукции, описание услуг.
- интернет-магазин — предназначен для сбыта продукции, может быть встроен в корпоративный сайт. Он позволяет размещать заказы, проводить электронные платежи, обеспечивать доставку.
- служба закупок снабжения ищет поставщиков, получает коммерческие
предложения, осуществляет электронные платежи, контролирует выполнение
заказов.
- информационный сайт — предназначен для размещения информации об
отрасли, входящих в неё компаний, параметров состояния рынка,
отраслевых стандартов.
- брокерские сайты выполняют роль посредников между покупателями и продавцами.
- электронные торговые площадки (ЭТП): предназначены для
непосредственного осуществления торгово-закупочной деятельности. ЭТП,
как правило, выполняются в виде отдельных сайтов, и на них создаются
рабочие места для предоставления пользователям целого ряда услуг.
- профессиональные b2b-медиа продукты — это продукты (газеты, журналы, отраслевые каталоги, информационные бюллетени),
нацеленные исключительно на профессионалов работающих в определенной
сфере либо отрасли. B2B-издания могут быть посвящены вопросам
менеджмента, логистики, продажам, финансам, различным секторам
экономики и т. д. Как правило, данные издания потребляются
исключительно с целью получения информации, необходимой для работы. При
этом, различные типы изданий (нацеленные на определенную профессию или
отрасль) могут иметь общую аудиторию, ведь одни и те же профессионалы
работают на разных рынках.
http://ru.wikipedia.org/wiki/B2B
|